Тот кто любит читать и не прочь узнать побольше
Metalcore
90-е были очень интересным, противоречивым и неоднозначным временем для хардкорпанка. Музыка сильно изменилась, в эти годы почти не было доминировавшего в конце 80-х юфкрю - данный стиль возродился только во второй половине десятилетия. На смену олдскулу пришли ньюскул и эмо в различных их вариантах. Это не значит, что не было быстрых групп, они существовали, и именно в начале 90-х возник пауэрвайленес, но все же это время на американской сцене запомнится именно как период господства эмокора и ньюскула. Последний, в свою очередь, был не очень однородным, в его рамки укладывались как очень металлизированные, так и почти лишенные влияний металла группы. Сейчас я не буду охватывать все характерные для 90-х стили, а сосредоточусь только на ньюскуле/металкоре. Это вовсе не означает, что ньюскул-сцена была обособлена, просто мешать все стили в кашу неохота.
Метал стал проникать в хардкор еще в середине 80-х, что дало нам кроссовер, который тогда иногда называли металкором. Нюёрский хк весьма быстро обметалился, и во многих группах из этого города в конце 80-х отчетливо прослушивался металец. Но новое десятилетие принесло новое понимание термина "металкор" и ввело его в широкий оборот.
В начале 90-х метал дал совершенно другое направление развитию хардкора. Музыка новых групп была намного жестче, плотнее и резче, чем кроссовер, она строилась уже на других рифах и ходах. Места для соляков и скучных партий не осталось, была только агрессия и злость. Постепенно, с каждым годом группы играли все более металлизированно и тяжело. В 1990-92 годах такой звук только начинал формироваться, и окончательно сложился к 93-94-му. Характерные рифы металкора получили шутливое наименование "чуга-чуга". В начале этого периода еще было много групп, которых метал коснулся не очень сильно, но в которых от олдскула музыкально не осталось ничего. Это то, что принято называть просто ньюскул-хк. Его более металлизированный вариант определяется как металкор, хотя про любую металкор-команду можно сказать: "ньюскул" - и это не будет ошибкой. Просто ньюскул несколько более широкое и общее понятие. К середине 90-х металлизация возросла и коснулась уже всех групп, и термины "ньюскул" и "металкор" стали полными синонимами.
К концу десятилетия классический саунд медленно, но верно стал исчезать и в начале 21-го века канул в лету, так как музыка стала абсолютно метальной и уже с трудом тянула на "металкор", потому что потеряла "кор". Ньюскул/металкор всегда ассоциируется со стрэйт-эджем, и действительно, почти все группы этого периода были схе. Более того, металкор нередко ассоциируется с хардлайном и милитант веган-схе темами. Это тоже отчасти верно, так как в середине 90-х многие группы занимали кто более, кто менее, но воинствующую позицию в этих вопросах. Тем не менее, именно хардлайн групп было не так уж много, просто они очень активно продвигали свои идеи и создавали видимость большой активности. Большинство же групп относились к этому движению отрицательно. Хотя, действительно, почти все музыканты почти всех групп были веганами. Но это просто было знаком времени: тема прав животных прочно завладела умами молодежи.
Кроме того, это было время, когда хардкор ушел в андегрануд по сравнению с концом 80-х. Да, отдельные группы обосновались на мейджорах, но в 80-е таких было больше, да и вообще популярность хк заметно упала. Отчасти из-за того, что изменилась музыка и все старые популярные группы развалились, отчасти из-за того, что связь с панк-сценой на время была основательно ослаблена. Но связь с некоторыми панк-принципами, такими, как, например, DIY, была крепка, как в самом начале 80-х. Ньюскул ребята не только свято верили в свои идеи, но и были убеждены, что никто кроме них воплотить их не сможет и всего они должны добиваться сами. В это время возникло немало очень интересных лэйблов, некоторые из которых дожили до наших дней и развились чуть не уровня мэйджоров. Другие прекратили свое существование, а какие-то по-прежнему остались скромными DIY конторами, до сих пор выпускающими крутую музыку.
Mathcore
MATHCORE - или mathematic hardcoregrindcore - технически просчитанные и когерентные направления в core-based-music, характеризующиеся сложностью рифов, исполняемых с бешенным неистовством, то на космической скорости, то в более медленном темпе. Ну и еще всем тем, чем там славится hcgrindcore культура: бластбитами, скримом, интенсивной басовой партией, и.т.д. Яркими представителями mathgrindcore (или new-school-grindcore) являются Discordance Axis, Pig Destroyer, Daughters, сюда же можно отнести Agoraphobic Nosebleed (mathnoiseviolence), поздний Benumb (powerviolencemath), Avulsion (тоже повервайоленс с math влияниями). Mathcore же можно считать такие коллективы, как The Dillinger Escape Plan, Creation Is Crucifixion, The Luddite Clone, Burnt By The Sun, As The Sun Sets (now Daughters), Found Dead Hanging, Uphill Battle, Shora. Часть команд находятся практически в Mathcore области: это либо брутальные коллективы типа Kalibas, Circle Of Dead Children, либо neurot-tribe-hardcore (a-la Neurosis) типа Antigama.
Честно говоря, иногда границы между mathcore и metalcore настолько размыты, что очень сложно выделить стиль в чистом виде. Хотя mathcore все же ближе к hXc области, чем metalcore. В принципе, можно отнести к этой же категории The Locust или Converge, хотя первые - emoviolence, а вторые - new school hardcore, который вобрал в себя многое, подчас несовместимое на первый взгляд - от emoscreamo до death metal. Первым шагом от old-school-grindcore к new-school-grindcore явилось отступление от стандартных квинт в гитарной партии. Окончательный акцент в риффе ставился на квинту, однако "начало" и "середина" риффа (все таки тоника осталась 3-х аккордной!) представляли собой что угодно, насколько хватало техники и мозгов, чтобы все это склеить воедино и остаться в рамках grindcore. Если детально анализировать каждую инструментальную партию, в math-coremathgrindcore можно найти практически, что угодно (от jazz, fusion до deathgrindbrutal death). Math-команды, как правило, звучат очень экстремально и бескомпромиссно, сохраняя саму суть GRINDCORE (к слову, straight-line-grindcore также модифицировался, послушайте последние творения Cerebral Turbulency, Nyctophobic, Rotten Sound, Captain Cleanoff - добавив в грайндкор crust, и еще и даже некоторую мелодичность). Напротив, «мелодическая» линия в mathcoregrind даже не то, чтобы отсутствует, просто она достаточно сложная и диссонансная, совершенно не поддающаяся укладке в голове человека, слушающего, скажем, heavy metal или же даже death metal. Творения Daughters на первый (естественно, не подготовленный) взгляд могут показаться полным хаосом, однако, это результат точного просчета (отсюда и название MATH) каждого гитарного рифа, бассовой обработки, бластбита ударника, эмоционального скрима или вайолент-гроула вокалиста. По сути дела, MATHCORE является новой ступенью развития не только CORE-based music, но и вообще музыки, как таковой. MATHCOREMATHGRIND- это форма мировоззрения и особый подход к формированию структуры вещей (не поворачивается язык сказать «песен» по причине сильнейшей формы их материализации), когда из бесконечности составляющих частиц создается целочисленное. MATHCOREMATHGRINDCORE является частью D.I.Y.- культуры, внутри которой нет различий, math ты, или не math, играешь ли ты 3 аккорда квинтами, или терциями, или вообще чем угодно. Если ты, делая math, реализуешь себя на все 100%, тем самым ты двигаешь D.I.Y.-культуру. Все это делается не ради того, чтобы проде-монстрировать всем, как ты круто владеешь инструментом, а ради верховенства gXc, hXc!
Indie
Инди-рок берет свое название от слова "независимый" (independent) . Независимость рассматривается в двух аспектах: идеология сделай-это-сам (DIY = do-it-yourself) и маленькие, низкобюджетные лэйблы для выпуска музыки.
И хотя самые крупные инди-лэйблы моут использовать для дистрибуции помощь мэйджор-лэйблов, но сам процесс принятия решений остается автономным. Так, например, в инди-роке предоставляется полная свобода для исследования и эксперимента со звуком, эмоциями или лирикой, что не очень похоже на методы звукозаписывающих компаний, ориентированных на мэйнстрим, ведь тогда выгода начинает сильно зависеть от личных предпочтений человека. Инди уходит корнями в саунд и эмоциональность американского андеграунда и альтернативного рока 80-х, хотя и с некоторыми различиями, которые объясняют изменения андеграундного рока, произошедшие с тех пор. Теперь инди-рок действительно отделился от альтернатив, и случилось это во времена, когда Nirvana влилась в мэйнстрим. Предпочтения мэйнстрима превратили альтернативу в новую форму заумного хард-рока. Инди стал реакцией на это явление. Инди-рок разделяет мнение панк-сообщества насчет коммерциализаци, но в среде инди не так важно, независима команда или "продажна", главное то, что практически невозможно заставить инди-рок меняться, приближаться или совмещаться со вкусами мэйнстрима. Существует столько же причин этой несовместимости, сколько и инди-рок-групп. Например, музыка может быть слишком причудливой и эксцентричной, слишком простой, слишком таинственной, слишком чувственной или меланхоличной, слишком мягкой и нежной, слишком мечтательной и гипнотизирующей, слишком личной или со слишком откровенной лирикой, слишком плохо записанной или слишком малобюджетной, слишком сырой или размытой, косящей под гитарный ноизз Sonic Youth/Dinosaur Jr./Pixies/Jesus & Mary Chain, слишком резкой по структуре, слишком новаторской или экспериментальной. Но безотносительно к особенностям музыки, она делается аутсайдерами для аутсайдеров - как и альтернатива в свое время. Поэтому в ней гораздо меньше "тестостерона", чем в мэйнстриме. Конечно, это не значит, что инди-рок не может быть мощным и действенным по звучанию, такое редко, но бывает, когда за дело берутся мачо. В 90-х инди-рок породил подстили (indie pop, dream pop, noise-pop, lo-fi, math rock, post-rock, space rock, sadcore и emo), которые придают стабильности этому андеграундному явлению.
wwwallmusic.com
В развитых (в плане шоу-бизнеса) странах музыканты давно сообразили, что наличие контракта с крупным лэйблом, вроде Atlantic Records или Virgin, не только не является гарантией их карьерного взлета, но и не может быть самоцелью музыкального творчества. Вообще, Инди занимает там довольно серьезный, при том постоянно растущий, сегмент рынка аудио- продукции. Инди - это позиция, особый подход к своей музыкальной карьере.
Grind
Гpайнд (еще известен как "гpайндкоp") - это музыкальный стиль, для котоpого хаpактеpны кpайняя консеpвативность, пpимитивизм, экстpемальность и антимузыкальная + антимелодическая напpавленность. Гpайнд хаpактеpизуют следующие чеpты: как можно больше "дистоpшен" на звучание гитаpы, пpимоченный бас (иногда этот инстpумент издает хаpактеpные булькающие звуки, вpеменами звучит как двигатель бульдозеpа), очень быстpые (в pайоне физического пpедела - 600 уд./мин.) удаpные. Бывают и сpеднетемповые гpуппы(более хаpактеpно для gore/porn стиля), сочетающие в себе быстpые сбивки с бластбитами(очень быстpое чеpедование(сочетание) бас-бочек и pабочего баpабана) и сpеднескоpостные пpоигpыши, напpимеp Impetigo, Gut. Hа счет голоса можно сказать, что тут пpименяется все: вой, pык, визг, хpип - любые извpащения вместо ноpмального вокала. Очень pаспpостpанены пpеобpазователи голоса, гаpмонайзеpы, добавляющих голосу pазличных булькающих, кpяхтящих эффектов, а также сдвигающих голос на несколько октав вниз, таким обpазом добавляя музыке сумашествия. Пеpвыми такой способ пpименили Carcass. K пpимеpу, Intestinal Disgorge используют более десятка pазличных вокалов на своих альбомах. Для гpайнда хаpактеpно почти полное отсутствие мелодий, ну если и есть, то кpайне пpимитивные и однообpазные, многокpатно повтоpяющиеся на пpотяжении всей песни. Вообще, для неискушенного человека, гpайнд слушать пpактически невозможно: сплошной одинаковый и невыносимый шум, тем более, что песни, как пpавило, очень коpоткие - меньше минуты (pекоpд: песня Napalm Death You Suffer - пpодолжительность 1,04 сек.) и в следствии этого, воспpинимаются обывателем так же как и удаp молотка, по его же бедной, обывательской головушке.
В основном, альбомы гpайндовых гpупп пpедставляют собой пpимеpно 30 (40, 50, 60, 70... !!!)-ти песенную пластинку пpодолжительностью менее 30 мин., с коpоткими и ультpабыстpыми, немелодичными песнями, в котоpых, как пpавило повествуется о социальных, экологических и политических пpоблемах (grindcore, crustcore, powerviolence), либо о человеческих внутpенностях и всевозможных извpащенных способах их добыть (goregrind), либо о pазличной поpнухе, садомазохизме впеpемежку с кишками (pornogrind), или о говне, моче и блевотине (shit grind), а также обо всем дpугом, о чем в "ноpмальном" обществе пpосто невозможно было бы петь.
Гpайндкоp, как всем известно, пpоизошел от панка (хаpдкоpа). Так и поныне некотоpые гpайндкоpовые гpуппы имеют некотоpые панковские элементы: пpимитивизм (знаменитые панковские 3 аккоpда), хаpактеpное гаpажное звучание, злость и социальную тематику текстов. Фактически же окончание core и означает наличие тех самых панковских фишек. Hо со вpеменем гpуппы потихоньку избавлялись от этой панкухи, поpой экстpемализиpуя музыку еще больше и пpивнося элементы дэта. Kак pаз добавлением дpугих элементов, а именно низконастpоенных гитаp и вообще низкого звучания гpупп, можно охаpактеpизовать стиль goregrind, здесь пpактически отсутствуют элементы панка.
Общепpинято пеpвым, классическим гpайндкоpовым альбомом считать альбом английской гpуппы Napalm Death Scum 87-го года, хотя фактически до 87-го уже были выпущены весьма гpайндкоpовые альбомы, напpимеp Repulsion "Horrified" 1986-го года. И кстати до 87-го Napalm Death были чисто панковской гpуппой. Лиpика гpуппы посвящена социальным, экологическим и политическим пpоблемам. Именно после выхода этого альбома гpайндкоp, как стиль, офоpмился окончательно. В это же вpемя, дpугие англичане (ну, скажем не совсем дpугие, гитаpист-вокалист Билл Стиp уже успел засветиться на Scumе), постепенно утяжеляясь и ускоpяясь в 87ом выпускают пеpвое демо, а в следующем 88ом и пеpвый лонгплей - это гpуппа Carcass, а альбом получил название Reek Of Putrefaction, котоpый и стал пеpвым полнофоpматным goregrind-pелизом итак же обозначил начало goregrind-стиля. В плане текстов он ничуть не похож на Scum. Своей поэзией Carcass вкупе с существовавшей до этого гpуппой Repulsion опpеделили это новое напpавление, главной частью котоpого является нездоpовая некpофилия. Kогда читаешь эту поэзию, то создается ощущение, что это дело pук безумного паталогоанатома - текст весь пpопитан медицинскими теpминами, без специального словаpя котоpые пpосто невозвожно понять.
Hиже пpиведены самые pаспpостpаненные "подстили" гpайндовой музыки и их описания:
Grindcore (grind). Последователи Napalm Death. Иногда гpайндкоpом называют всю гpайндовую музыку. Большинство таких гpупп сейчас далеко ушли от того панковскго звучания Napalm Death, для сpавнения можно послушать Negligent Collaterall Collapse. Hе обязательно лиpическая напpавленность таких гpупп должна носить социальный и политический хаpактеp.
Типичные пpедставители: pанний Napalm Death, Terrorizer, Repulsion, Agathocles, Ingrowing, Rot, Nasum, Drogheda, Brutal Truth, Pig Destroyer, Twisted Truth, Birdflesh, Desecrator.
Goregrind (grindgore, gorecore). Гpайнд, с хаpактеpным низким (но не всегда) звучанием гитаp, pазличными утpобными, пpимоченными вокалами и собственно гоpовой (кpовавой) концепцией. Hо также музыка гоpгpайндовых гpупп может быть каким угодно гpайндом, будь то гpайнд/нойз (напpимеp Last Days Of Humanity), или классический гpайндкоp с хаpдкоpовыми замашками (напpимеp Regurgitate) или еще какой, главно, чтоб гpуппа игpала гpайнд и всячески показывала свою пpистpастность к некpофилии, кишкам, кpови и пpочим больным вещам. Если хочешь понять каков истинный goregrind, то послушай Dead Infection "A Chapter Of Accidents"'95 или Disgorge "Forensick"'00.
Типичные пpедставители: пеpвый Carcass, Dead Infection, Last Days Of Humanity, Regurgitate, Disgorge, Sublime Cadaveric Decomposition, Utopie, Catasexual Urge Motivation, Impetigo, Flesh Grinder, Lymphatic Phlegm, Autophagia, Squash Bowels, Reek Of Shits.
Porngrind. Впpинципе, тот же goregrind, но с особенной чеpтой - это наpяду с gore-концепцией всюду встpечается поpногpафия, садомазохизм, и т.д., как-то: сэмплы из ХХХ-фильмов, обложки дисков, названия и содеpжания песен. Самыми великими в этом стиле являются Gut и Meat Shits. Музыкальные pамки между goregrind'ом и pornogring'ом весьма pасплывчаты, так как по музыке это пpактически одно и то же, но иногда все-таки бывают небольшие отличия - относительно медленноватый темп и заводные groovy моменты, хаpактеpный пpимеp Mucupurulent. Особенно богата на поpно гpуппы pеспублика Геpмания.
Типичные пpедставители: Meat Shits, Gut, Cock And Ball Torture, Anal Whore, Mucupurulent, Purulent Spermcanal, Viscera, Creamface, Scum Bitch, Gonorrhoeaction, Cerebral Commotion, Vaginal Incest.
Shit grind (shitcore, copro grind, gore/porn/shit). Тот же goregrind/porngrind, но главным обpазом впеснях таких гpупп фигуpиpует говно, фекалии, испpажнения, блевотина, моча, вобщем все унитазное деpьмо.
Типичные пpедставители: Abosranie Bogom, Intestinal Disgorge, Slokdarm Poep, Amoebic Dysentery, Improvisator.
Crust grindcore (crustcore, fastcore). Пpипанкованный гpайнд. В отличие от последователей Napalm Death, имеет еще больше панкухи, тоесть здесь уже четко пpослеживаются влияния панка. Сpедненастpоенные гитаpы (но не всегда), пpостая (панковская) стpуктуpа песен. Обычно или с одним злобным оpущим панковским вокалом или с паpой хаpактеpной для этого стиля вокалов гpоулинг/скpиминг, и, естественно, с политической/социальной напpавленностью. Поистине бpиллиантом настоящего кpастового гpайндкоpа является альбом "Unrest"'94 гpуппы Disrupt.
Типичные пpедставители: Disgust, pанний Extreme Noise Terror, Disrupt, S.O.B., Dahmer, Cripple Bastards(хотя эти pебята смешивают pазные стили, но все же базиpуются на кpасте), Unholy Grave, Wadge, Cluster Bomb Unit, Autoritar, Cornucopia, Mastic Scum, Kirous, Human Greed.
Powerviolence/grind (fastcore, brutal powerviolence). Гpайнд с духом хаpдкоpа. Вокал, в основном, оpущий хаpдкоpовый. В основном очень и очень быстpый. Можно даже сказать, что это самый быстpый стиль музыки. Тоже политическо/социально напpавленный. Kpастовый гpайндкоp и powerviolence имеют много общего, иногда эти два "подстиля" означают пpосто одну и ту же музыку.
Типичные пpедставители: Yacopsae, Fuck On The Beach, Spazz, Benumb, Flesh Parade, Capitalist Casualties, Antagony, S.O.B., Cesspool Treatment, Cornucopia, Infest, Hellnation, Godstomper, Forced To Decay, Employer, Employee, Dropdead, Swarm.
Grind/Noise (noise grindcore). Гpайндкоp, содеpжащий в себе элементы нойзкоpа. Тоесть это более-менее стpуктуpиpованный гpайнд местами впадающий в жестокий и безстpуктуpный ноизкоp. Отцами гpайнднойза попpаву считаются Fear Of God. Hу а самой известной гpайндноизовой бандой на данный момент является, пожалуй, любимый всеми Anal Cunt. По лиpической напpавленности данный подвид, как и напpимеp нойзкоp, pазделить пpосто невозможно, так как нойзовым может быть любой гpайнд, будь то социальный или гоpовый или еще какой, так как нойзовость пpоисходит или от обычного стеба, пpисущего гpайнду, либо от стpемления еще более экстpемализиpовать музыку, либо от пpосто непpофессионального владения инстpументами.
Типичные пpедставители: Fear Of God, Anal Cunt, pанний Sre Throat, Dismembered Fetus, pанний Machetazo, Gore Beyond Necropsy, Intestinal Disgorge, Arse Destroyer, Final Exit, Mindflair, Running Guts, Dark Vomit, Toilet Water, Purulent Excrector, Hypoptalasias, Gronibard, Anal Massaker, Fuck The Facts, Rottfish.
Hatecore. Фактически хэйткором называют злобный грайнднойз. Hо иногда этот термин употреэхется в отношении жесткого хардкора, хардкор/грайнда, в общем, этот термин достаточно распространен в различых направлениях музыки. И при встрече такого названия в каком-либо источнике понять о каком именно хэйткоре здесь идет речь можно только из контекста данного текста.
Типичные представители: 3 Input Woman, Dismembered Fetus, Nervochaos, Hate No.3, Damaged, Holocaust 1345, Anal Cunt.
Noisecore (brutal noise). Крайне экстремальный вариант музыки. Абсолютно неструктурированные хаотичные песни, фактически просто импровизация, почти всегда без текстов. За вокал здесь также как и в любом другом грайнде может пойти что угодно, можно орать, пердеть в микрофон, пускать отрыжки - вобщем, все что может прийдти на ум больной голове. Иногда нойзкор называют просто нойзом, но все-таки лучше ноизкор называть нойзкором, так как нойз - это немножко другая музыка, написанная механически, с помощью различных звуков, и, фактически, являющаяся тотально перегруженным механическим шумом, приятным на слух лишь ограниченному количеству людей (напимер Merzbow, Noise Gate, Mourmansk 150, Hermit, Napalmed).
Типичные представители: первые демо Anal Cunt, Brain Damage, Infected Pussy, Cockeyed, ранний Abosranie Bogom, Cadaver Corpse, Gerogerigegege, Festering Puke, Senseless Apocalypse, Vats Of Blood, Carnac Attack, Deche-Charge, Barricade.
Sludge grind (sludgecore, doom/grind). Грайнд с мрачной думовой атмосферой, с медленными, но тяжелыми и тягучими риффами. Здесь грайндовые сбивки чередуются с медленными практически думовыми проигрышами. Hо к думовой музыке этот подвид грайнда не относится и зародился он на хардкоровой сцене. Даже некоторые хардкор/грайндовые группы, например Benumb, сейчас с успехом используют и сладжевые риффы.
Типичные представители: Eyehategod, Grief, Disembowelment, Mindrot, Noothgrush, Dystopia, Iron Monkey, Bongzilla.
Cyber grindcore(techno/grind). Грайнд частично или полностью написанный на компьютере. Hо если еще более углубиться в этот стиль, то можно сказать, что есть группы, которые просто используют, например компьютерные барабаны, или компьютерную гитару для написания чисто грайндовых песен (cyber grind-группы), а есть те, которые используют компьютер для создания гибрида из грайнда и электронной техно-музыки с различными звуками, технобитами, сэмплами и т.д.(cyber techno/grind-группы). К первым можно отнести S.M.S.B. или Dataclast, а ко вторым Libido Airbag или S.M.E.S.
Типичные представители: Libido Airbag (по лирической направленности это определенно порнограйндовая группа), Emethic Meat, Stress Related, Meat Paunch Mafia, Microphallus, Blue Holocaust, Savage Man Savage Beast, Splatter, Deformed Ass, Dataclast, Terrible Noise stuff, S.M.E.S.
Avantgarde grindcore(Mixed). Грайнд с явным влиянием других стилей: рока, джаза, трэша и т.п.
Типичные представители: C.S.S.O., Exit-13, Blood Duster, OLD, Lawnmower Deth, Cause For Effect.
Deathgrind (он же brutal death, хотя все же небольшие отличия есть). Во всей грайндовой музыки сейчас более распространен как раз этот стиль, как самый менее экстремальный из всех вышеперечисленных. Попросту говоря, Brutal Death произошел от дэта путем внесения в музыку элементов грайнда (бласт-биты, etc.), а deathgrind произошел от грайнда путем привнесения элементов дэта. Brutal Death все же больше относится к дэт-металической среде, и этот стиль более "коммерциализирован" нежели deathgrind.
Типичные представители: Deicide, Morbid Angel, Suffocation, Krisiun, Sinister, Cannibal Corpse. Deathgrind имеет более откровенные грайндовые замашки, нежели brutal death. И более относится к грайндовой сцене. Более того существует deathgrind и grinding death, и это тоже несколько разные стили. Grinding death (его еще обозначают grindcore/death) это, как правило, музыка где грайндовые части существуют отдельно от дэтовых, то есть чисто грайндовые моменты просто чередуются с чисто дэтовыми и не перемешиваются (например нынешний Extreme Noise Terror), а в дэтграйнде дэт-металлические части плавно перемешиваются с грайндовыми, создавая гибрид deathgrind. Hо это уже уж слишком точное разбиение, так что как и deathgrind так и grinding death могут употреэхтся одинаково относительно одного стиля.
Reggae
Реггей (англ. reggae, другие варианты написания — «регги» и «рэгги»), являясь зачастую общим наименованием для всей ямайской музыки, впервые возник в 1968 году. Будучи «наследником» рокстеди и Ска, реггей значительно от него отличается, уходя от мягкого и где-то слащавого звука (перенятого рокстеди из американского Ритм-энд-блюза), к более жёсткой ритмике, где ритм-секция выступает на первый план.
Изначально реггей характеризовался ритмом «уан-дроп» (удар бочки и «римшот» — удар по ободу малого барабана, приходится на третью долю каждого такта), отбивающей чётные доли ритм-гитарой и клавишным «бульканьем» — баблингом. Сейчас же довольно сложно (а скорее и вовсе невозможно) дать общее определение всему разнообразию стилей-разновидностей регги.
В народе реггей часто ассоциируется с религией Растафари, что не совсем верно. Безусловно, эти верования оказали значительное влияние на творчество многих музыкантов, особенно в 70-е годы, годы расцвета рутса, да и сейчас не менее трети реггей-песен содержат растафарианскую тематику, однако же называть реггей религиозной музыкой — некорректно и неверно. Очень популярны темы насилия и жестокости, секса и наркотиков, социальные темы и политические, пошлость и стёб, а также, конечно, романтика.
Направления
Ранний реггей («early reggae»). Время появления: вторая половина 60-х. Исполнители: The Paragons, The Melodians, The Jamaicans и другие.
Скинхед-регги («skinhead reggae») — Английский вариант раннего реггей. Время появления: вторая половина 60-х. Исполнители: Laurel Aitken, Judge Dread, Desmond Dekker и другие.
Рутс-реггей («roots reggae») — стиль, возникший на основе раннего реггея и ритмики барабанов Наябинги (Наябинги — одна из растаманских сект), основной ритм — уан-дроп, позже стали использоваться халф-дроп и рокерс, но уан-дроп всё равно доминирует. Тематика текстов — религиозная, растафарианская. Время возникновения: конец 60-х. Исполнители: The Abyssinians, Burning Spear, Culture, Боб Марли и другие.
Даб («dub») — это так или иначе обработанный реггей, где на первый план выходит ритм-секция, все же остальные инструменты вступают лишь периодически, пропущенные через разнообразные эффекты (эхо и ревёрб, в основном). Исполнители: Lee Perry, King Tubby и другие. В дальнейшем стиль приобретает самостоятельность, то есть от просто звукорежиссёрских переработок и ремиксов стиль эволюционирует до авторских произведений, написанных именно в стиле даб.
Дансхолл («DanceHall») — танцевальное направление, вытеснившее рутс в начале 80-х.
Другие направления
Калипсо (музыка) — направление карибской музыки, существовавшее ещё в 50-е годы XX века; наиболее известный представитель — Харри Белафонте.
Рокстеди — ямайская музыка, использующая четкие ритмы и плавные мелодии («rocking steady»). Время появления: начало шестидесятых годов. Слушатели: Rude boys, традиционные скинхеды и моды.
Ска — ямайская музыка, основанная на «раскачивающихся» ритмах с подчеркиванием слабой доли. Время появления: конец пятидесятых годов. Ска слушают представители всех упомянутых субкультур.
Dub
Даб (англ. dub) — музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, дабстеп и других.
Характеристика
По звучанию даб характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно перкуссий. Кроме того особо популярным инструментом в композициях даба является флейта. Поскольку даб был производным от реггей, басовые линии в подавляющем большинстве случаев составляются по канонам, типичным для этого жанра. Общий темп в основном довольно медленный (70-100 ударов в минуту).
История
Обычно считается, что даб как уникальный стиль спонтанно возник в начале 70-х гг. из студийных экспериментов ямайского звукорежиссёра Кинга Табби, занимавшегося записью популярной на Ямайке музыки реггей. Наряду с обычными песнями в стиле реггей Табби начал записывать особые экспериментальные версии тех же самых песен, смикшированные в изобретённой им манере. Основной акцент делался на партию бас-гитары и перкуссию, а со всеми остальными голосами из аранжировки Табби импровизировал - то добавлял в микс, то глушил, то обрабатывал эффектами. Даб как раз и основан на импровизациях звукорежиссёра за микшерским пультом, отсюда и название стиля, поскольку слово dub означает «дублировать», то есть добавлять дорожки в записи. Ранние даб-версии композиций реггей были ни чем иным, как первыми в истории ремиксами (сами эти обработанные песни первые годы назывались на Ямайке «версиями», — термины «даб» и тем более «ремикс» пришли позже).
В дальнейшем на развитие и популярность даб-музыки сильно повлияло творчество ямайского продюсера Ли Перри, который был склонен к экспериментированию со звуком ещё больше, чем Кинг Табби. В 70-х годах запись даб-версий для отдельных песен и целых регги-альбомов стала на Ямайке обычной практикой. Даб становится самоценным явлением, резко отличавшимся от обычного регги экспериментальностью, минимализмом и тяготением к психоделии. Такие музыканты как Кейт Хадсон, исключительно стали записывать музыку в стиле даб (Хадсоном был выпущен первый полноценный альбом даба в 1974 году).
Пик популярности даба приходится к концу 70-х, к тому времени он приобретает известность в Британии и США, а некоторые рок-музыканты (например, The Police, The Clash, Public Image Ltd, The Slits, The Pop Group) напрямую заимствуют элементы даба в своей собственней музыке.
В 80-х годах даб-музыка в основном пребывает в тени и не пользуется особой популярностью, но в конце 80-х и первой половине 90-х происходит некоторое оживление. Центром активности становится Британия, где появляется ряд групп, играющих даб новой формации, с активным применением электронных инструментов (Dreadzone). Появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус (The Orb), даб-техно (Basic Channel), трип-хоп (Massive Attack). В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки.
Ska
Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.
Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.
Музыка ска обрела популярность к середине 60-х гг. В 1964 году в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке в качестве музыкального символа Ямайки были представляли исполнители ска. Если первоначально ска было под большим влиянием американского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, то с середины 60-х ска стало вбирать элементы соул, что привело к трансформированию ска в рокстеди (1966—1968) — музыку с другим, более медленным ритмом.
Ска первой волны
В начале шестидесятых годов пластинки с мелодиями ска стали появляться в Англии. Их слушали рабочие доков, в дальнейшем — моды и скинхеды.
Ска, игравшее на ямайских звуковых установках, принято называть «ска первой волны» (оно же «bluebeat»). Через полтора десятилетия проигрыватели появились в каждом доме, поэтому массовых танцев стало меньше. Так прошла пора «первой волны» ска.
Ска второй волны
В 1970-е гг. в Великобритании появились музыканты, перепевавшие ска первой волны, повторяя первоначальные ритмы и звучание. Это британское ска явилось «второй волной» (именуемое «2-Tone» от названия одноименного лейбла, которое в свою очередь символизировал состав ска-оркестров, где играли чёрные и белые музыканты). Среди наиболее популярных новых британских ска-групп были Madness, The Specials, The Beat.
Концерты исполнителей «2-Tone» вызвали переиздание старых пластинок. Возобновились концерты ямайских музыкантов, игравших ска за десять лет до эпохи «2-Tone».
Ска третьей волны
Вторая волна ска постепенно перешла в «третью волну» конца 80-ых—начала 90-ых годов. Третья волна представлена такими группами, как Sublime, No Doubt, Let's Go Bowling, и прочими. Сейчас различают некоторые ответвления стиля ска:
Ска-джаз
Ска-панк
Ска-кор
Дизайн «2-Tone»
В качестве символики ска чаще всего используется клетчатый рисунок с обложек пластинок «2-Tone Records». Значки с таким рисунком не редкость на ска-концертах. На интернет-сайтах чёрно-белая «клеточка» может быть частью оформления. Мотороллер может быть расписан таким же рисунком.
Ска и субкультуры
Ска не принадлежит какой-либо одной субкультуре. В разное время ска слушали и слушают: растаманы, моды, cкинхеды, панки.
Ska punk
Ска-панк — переходный музыкальный стиль, который объединяет в себе элементы Ска и панк-рока.
В ска-панке к традиционным атрибутам панка добавляются типичные элементы ска, такие как используемые в исполнении духовые инструменты или эксцентричные ударные партии. Одной из первых групп, начавших смешивать ска и панк была начиная с 1984-го года британская группа Serious Drinking. В США это музыкальное направление впервые отклыла для себя в конце 1980-х годов команда Operation Ivy. Популярность ска-панк начал приобретать в начале 1990-х годов в США, где важнейшими представителями этого направления являлись Five Iron Frenzy и Rancid. По причине панковского происхождения тексты обычно сильно политизированы. Но в последние годы радикальность в текстах резко спала, и группы все больше поют без резкой политической подоплеки. Содержание при этом бывает очень разным — от проблем молодежи до юмористических текстов. Тем не менее, многие группы, такие как Ska-P или Mad Caddies все еще отражают свое левое политическое мнение в своих композициях. Существуют также ска-панк команды, чьи тексты являются строго религиозными — например The Insyderz, The O.C. Supertones, а также Five Iron Frenzy и Seeker's Planet.
Важнейшими представителями этого музыкального направления являются: американские Less Than Jake, Reel Big Fish, Catch 22, Streetlight Manifesto, Mad Caddies, The Suicide Machines, испанская Ska-P, уругвайская La Vela Puerca, немецкие Sondaschule, The Skatoons, No Authority, польская Skampararas, австрийские Guadalajara и J*A*N feat. U.D.S.S.R. В России самыми известными ска-панк-группами являются Distemper, Spitfire, Clockwork Times, Necondition, «Шлюз» и Группа Элизиум.
Ска-панк чаще всего играется вживую в: небольших музыкальных клубах, но в последние годы приобретают популярность и ска-панк-концерты. Также ска-панк команды все чаще становятся участниками крупных музыкальных фестивалей.
Straight edge (не совсем музыка)
Straight edge (англ. путь напрямик, сокращённо sXe) — более философское ответвление панк-культуры, движение или скорее образ жизни, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая легальные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению.
История
Изначально возникший в среде американских панк-рок исполнителей как призыв против популяризации образа ‘грязного вечно непросыхающего панка’, Straight edge быстро превратился в этико-мировоззренческое движение, ставящее на первое место идею самоконтроля и личной свободы, и в начале 80-х стал довольно распространным выбором среди американских панков, особенно в Вашингтоне и Бостоне, где образовались очень мощные хардкор-сцены. К середине 80-х эта культура распространилась и за пределы Штатов, хотя до начала 90-х большого распространения на других континентах не получила.
Характерные черты движения
Отказ от наркотиков
Идеология Straight edge отрицает употребление любых запрещенных или незапрещенных наркотических веществ, как то алкоголь, кофеин, никотин, а также психоактивных веществ в нелечебных целях.
Сдержанность в сексе
Одним из связанных со Straight edge недоразумений является лозунг «Не трахайся», который часто воспринимается как полный отказ от половой жизни. На самом деле сторонники движения отказываются от беспорядочных половых связей (нередко навязываемых некоторыми субкультурами и СМИ) и признают нормальным жизнь с одним сексуальным партнером. Однако, некоторые хардлайнеры пропагандируют половую связь исключительно для зачатия ребенка. Сторонники Straight edge критически относятся к порно-индустрии как к яркому проявлению сексизма.
Антифашизм
Большинство последователей Straight edge выступают против любых расовых предрассудков, фашизма, нацизма, национализма.
Вегетарианство
Логическим продолжением sXe-образа жизни для многих сторонников движения стало вегетарианство, хотя оно не является обязательным атрибутом Straight edge. Обоснованием вегетарианства стала не забота о здоровье, а нравственная причина — нежелание участвовать в гипотетическом убийстве животных. Некоторые пошли еще дальше и пришли к веганству — отказу от молока, яиц, одежды и обуви из шерсти и кожи животных, предпочитая этому синтетические и растительные продукты. Многие приверженцы Straight edge активно участвуют в защите прав животных.
Символика
Straight edge — субкультура, не предполагающая саморекламу или навязывание sXe-образа жизни окружающим, поэтому у сторонников движения нет каких-либо предпочтений в одежде, прическе и т. п. Единственное средство самоидентификации — использование креста («X») или аббревиатуры «sXe», в частности:
Крест на тыльной стороне ладони — символ, появившийся в конце семидесятых, когда несовершеннолетним, приходившим в клубы на концерты, рисовали на руке крест, чтобы тем в баре не продавали спиртное. Такой же крест, но уже добровольно, рисовали себе приверженцы Straight edge.
Три креста, символ трёх НЕ: не пить, не курить, не «трахаться» (налево и направо).
Надпись DRUG FREE («свободен от наркотиков») или POISON FREE («свободен от яда»), часто используемая на одежде.
Часто вышеприведённые символы используются на татуировках, которые обозначают, что носящий их человек принял принципы Straight edge на всю жизнь, наносятся на стены зданий и т.п.
Музыка
Движение Straight Edge получило название от одноименной песни группы Minor Threat, и оно всегда было очень тесно связано с хардкор-панк музыкой. Из старых схе-групп можно назвать Minor Threat, SSD, DYS, Justice League, 7 Seconds, Uniform Choice, Unity, Larm, Youth Of Today, Bold, Unit Pride, Turning Point, No For An Answer, Earth Crisis, Strife, Chokehold, Portarits Of Past, Canon, Culture, Ten Yard Fight, In My Eyes, Atari, Mouthpiece, Cornerstone и т.д. Из современных: First Step, Gather, Risen, Triple Threat, Forced Forward, Path of Resistance, Set It Straight и кучу других.
Rhythm-and-blues (R'n'b)
Ритм-энд-блюз (англ. rhythm-and-blues) — музыкальное направление, разновидность блюза.
Появился в конце 1930-х годов и был связан с урбанизацией т. н. «деревенских» американских негров Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues). Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк — Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго — Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вулф.
Переселение этих исполнителей в города было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний, продукция которых распространялась в «чёрных» гетто больших городов: приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах, устраиваясь на работу сначала на обычные промышленные предприятия, а затем в качестве исполнителей в «черные» клубы, бары и дансинги. При этом исполнители кантри-блюза, аккомпанирующие себе на акустический гитаре столкнулись с тем, что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара. Электрификация и внедрение новой техники способствовали не только развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового стиля блюза. Теперь группа из четырех человек стала способна играть громче и мощнее, чем традиционный большой биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкрурентов, и в 1949 году в журнале «Billboard» появился термин ритм-энд-блюз, отражавший сложившиеся изменения.
Ритм-энд-блюз стал массовой, коммерческой музыкой, ориентированной на рынок. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, растеряв некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-энд-блюз стал гораздо более однообразным, на первое место вышла развлекательность и танцевальность. Группа исполнителей стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для «старого» блюза отошла на задний план.
К началу 1950-х годов ритм-энд-блюз перестал быть музыкой «только для черных», распространив свое влияние среди белых тинэйджеров. Предприимчивый дискжокей Алан Фрид, заметив эту тенденцию, придумал для белых свое название ритм-энд-блюза — «рок-н-ролл», тем более, что появились новые герои этого жанра — Билл Хэйли, Элвис Пресли, Карл Перкинс, Бадди Холи. Приезд на гастроли в 1950-е годы черных представителей ритм-энд-блюза в Англию, где у британской молодежи проблем с расизмом не было, произвел там истинную революцию, ставшую причиной возникновения таких направлений как «Британский блюз» и «Мёрси-бит», заложив основы рок-музыки. В США ритм-энд-блюз дал основу для формирования многих коммерческих направлений, например «соул» и «фанк». В какой-то степени слияние ритм-энд-блюза с джазом произошло, в сильно опосредованном виде, в новом направлении «фьюжн».
Среди классиков направления можно отметить таких музыкантов, как Мадди Уотерс, Артур Крадап, Би Би Кинг, Хаулин Вольф, Джо Тернер и другие.
Некоторые классические записи:
Albert King — Born Under A Bad Sign (1967)
B. B. King — Singin' the Blues (1960)
John Lee Hooker — That’s My Story (1960)
Hardcore
Хардкор (англ. Hardcore) — быстрый, «грязный» панк-рок, появившийся в США и впервые прозвучавший в 1977 году на дебютном демо группы Black Flag. Кроме них, первыми хардкор группами являлись Circle Jerks, Teen Idles, Minor Threat, Jerry's Kids.
Основные признаки жанра: короткие и быстрые (1–1,5 минуты) песни, социальная лирика, нарочитая немелодичность (2–3 аккорда). В таком виде хардкор просуществовал до середины 80-х, когда большинство групп либо распалось, либо стали играть другую музыку.
Многие ансамбли, замедляясь, стали добавлять металические элементы в свою музыку (Earth Crisis, All Out War, Strife). Так появился new school hardcore (все то, о чем писалось выше, соответственно нарекли old school’ом). Другие же, несмотря на низкий темп, не стали утяжелять звучание, заложив основы для появления гранжа (Hüsker Dü, Meat Puppets) и эмокора (Embrace). Образованная в 1980-м году калифорнийская хардкор-группа Bad Religion, не замедляясь и не удлиняя песни, добавила в свою музыку мелодии и стройные бэк-вокалы, создав фактически новый жанр, который так же лёг в основу развития новой волны американсого панк-рока (базирующегося именно на раннем хардкоре), однако от остальных родоначальников - таких, как Dead Kannadys и Desendents отличался своей проникновенностью и осмысленностью.
Более мягкую и «попсовую» форму такой музыки (ансамбли типа Blink-182, New Found Glory) называют поп-панком, хотя она по звучанию (и как видно по происхождению) несколько отличается от традиционного поп-панка Ramones, Buzzcocks, Lookout records групп. При помощи различных утяжелений и ускорений из хардкора возникли гораздо менее популярные, но ничуть не менее прекрасные жанры — фасткор, трэшкор и кроссовер.
Таким образом, добрая половина современной американской (и не только) альтернативной и панк музыки обязана своим происхождением хардкору. В заключении необходимо сказать, что процессы утяжеления и ускорения панка в Европе протекали в несколько иных географических, климатических и социальных условиях, что не могло не сказаться на музыке. Европейская школа хардкора представлена таким жанром как краст-панк.
В 1983-84 годах, опять-таки в Америке, появились такие группы, как NOFX, The Offspring, Mellencolin и др., которых можно считать первыми коллективами новой волны американского панк-рока (из которого появился скейт-панк и прочее).
Рок-н-ролл
Рок-н-ро́лл (англ. Rock’n’roll от Rock and roll) — стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла (см. Рок-н-ролл (танец)) и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах, а позднее в СССР и в России, термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и панк-рок, и гранж, и рокабилли и т.п. В данной статье будет рассматриваться именно первое определение.
История
Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. Почти одновременно, независимо друг от друга, неизвестные никому чернокожие музыканты американского Юга — Бо Дидли, Фэтс Домино, Чак Берри — стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпелз, добиваясь неведомого до того звучания. Билл Хейли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги. Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко обозначить временное начало данного стиля, специалисты часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.
Считается, что термин «рок-н-ролл» в его современном понимании был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, шт. Огайо, много сделавшем для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и негритянскими исполнителями, что в итоге привело частично к снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Для рок-н-ролла характерен быстрый темп (4/4), обильное использование молодёжного сленга (нередко негритянского), раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино. Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма обильно исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни — придавая им однако стилистику рок-н-ролльного звучания.
Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954-55 гг., когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и неистовые вопли пианиста Литла Ричарда стали квинтесенцией бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Берри стали примером для бессчисленных подражаний. Олицетворением рок-н-ролла всё же до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира.
После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса кинематографа, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий. В 1956-57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми белыми звёздами — Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран — привнёсшими новаторские приёмы игры (рокабилли) и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии.
Развитие рок-н-ролла было стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят кинокарьерой; Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали осваивать посторонние стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). Параллельно существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался на пути тупикового самоповторения, и от конечного угасания его не спасали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок Beach Boys, несмотря на очевидное стремление последних обновить стиль. Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» (Beatles) середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. (особенно Чака Берри и Литл Ричарда) были заново перепеты великобританскими группами. Тогда же начинает использоваться общий термин — «рок».
Традиционный рок-н-ролл, как жанр рок-музыки, несколько раз переживал возрождение: в конце 1960-х (группы Creedence Clearwater Revival, Mungo Jerry), в середине 1970-х (Кэт Стивенс, Showaddywaddy) и, наконец, на рубеже 1970-80-х гг., когда многие панк-группы взяли на вооружение рокабилли (Stray Cats).
В 1986 году был учреждён «Зал славы рок-н-ролла», в который ежегодно на церемении в Нью-Йорке вводятся влиятельные исполнители рок-музыки (не обязательно жанрового рок-н-ролла 50-х гг.). В 1993 году в Кливленде, шт. Огайо, был открыт музей «Зала славы рок-н-ролла».
Русский рок-н-ролл
Американский рок-н-ролл проник в СССР ещё в середине 1950-х гг., хотя его советские слушатели составляли весьма узкую группу людей. Первые, весьма малочисленные, рок-н-ролльные исполнители в СССР, игравшие, как правило, англоязычные хиты, появились в начале 1960-х гг. в Прибалтике, Москве и Ленинграде. Их музыка была достаточно любительского характера, и в скором времени в их репертуаре собственно рок-н-ролл был смещён «британским вторжением» (песни The Beatles, The Rolling Stones и т.п.). На официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, хотя нередко был предметом антизападной пропаганды. Парадоксальным образом, твист оказался вполне приемлемым и популярным жанром.
На русском языке рок-н-ролл, в его традиционном понимании (если не считать твисты М. Магомаева, Т. Миансаровой и др.), стали играть в начале 1980-х гг. (одновременно с очередным западным возрождением стиля). Самыми известными группами этого направления в то время были Зоопарк, Секрет, Браво, и позднее многочисленные клубные коллективы, играющие рокабилли («Мистер-Твистер»).
Art-Rock
Арт-рок (англ. art rock) — это термин, обозначающий направление рок-музыки, которое характиризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении веяний джаза, классической, этнической музыки или экспериментального авангарда.
Строго говоря, термин «арт-рок» является синонимом термина прогрессивный рок, но среди меломанов два этих термина, как правило, применяются в разных случаях. Наиболее принятым отличием арт-рока от прогрессивного рока считается то, что арт-рок более мелодичный и менее жесткий (так, к арт-року можно отнести Camel, а к прогрессиву - Pink Floyd). Однако в разных источниках встречаются и другие отличия. Считают, например, что термин «арт-рок» применим лишь к английским группам, потому что понятие прогрессивного рока появилось в США. Также к арт-року иногда относят только те группы, которые показывали на сцене театрализованные представления, широко использовали свет в выступлениях (Roxy Music, Kayak). Смысл термина «арт-рок» размыт, поскольку мало кто из рок-музыкантов открыто причисляет себя к такому направлению, отчасти от того, что термин «прогрессивный рок» гораздо более распространен.
Часто рок-группы классифицируют как «арт-рок» по эстетическим соображениям, связанным со стилем оформления обложек альбомов или манерой давать названия композициям. Иногда к арт-року причисляют просто потому, что другие жанрово-стилистические термины не могут достаточно и корректно описать неоторое музыкальное явление.
Gotic-rock
Готик-рок (англ. gothic rock) — музыкальный стиль, часто неверно понимаемый эстетически и неправильно употребляемый как термин — ответвление постпанка, которое появилось в начале 1980-х. Его репутация самой темной и самой мрачной формы андеграундного рока в значительной степени заслужена, хотя сегодня эта репутация происходит больше от визуальной мелодраматичности групп и выряженных в чёрное адептов готики. С точки зрения звука, готик-рок взял холодные синтезаторы, обработал гитары постпанка и использовал их, чтобы создавать печальные, тревожные, часто эпические мелодии. Вначале его лирика была самосозерцательной и очень личной, но его поэтическая чувственность вскоре пришла к литературному романтизму, болезненной, религиозной символике, и/или сверхъествественной мистике. Готик-рок вообще был стилем, не особенно приветствуемым критиками, учитывая его склонность к витиеватой поэзии, неуклонно жалобным стенаниям и избытку мелодраматизма. Однако это породило преданную и по сей день процветающую субкультуру, которая поддерживала эстетику. Крестными отцами готик-рока стали британские постпанки Joy Division, чья холодная, отстраненная, одержимо самосозерцательная музыка и лирика заложили основание для готического стиля. Но истинным рожденим готик-рока стала песня «Bela Lugosi's Dead», дебютный сингл группы Bauhaus 1979 года. Постпанк снабдил оружием такие группы как The Cure и Siouxsie & The Banshees — их тяжелая, угрожающая косметика и темные одежды стали важной частью самовыражения для фэнов. Следствием распространенния и растущей популярности готик-рока среди определенной части чувствительной и отчужденной молодежи (сначала в Великобритании, откуда вышло большинство его групп, а затем в США), его отличительной чертой становится все более диковинный и оригинальный звук. The Cure, Siouxsie & The Banshees и The Mission в Британии включали больше поп и альтернативных элементов в свою музыку, в то время как The Sisters Of Mercy, Fields Of The Nephilim, и американцы Christian Death взяли на вооружение более тяжелый, иногда перекликающийся с металом звук. К концу 80-х, первоначальное движение готик-рока прекратило существовать, но музыка, видоизмененная в новые формы, продолжала влиять на многие другие более темные поджанры рока. В течение 1990-х, готическое звучание начало параллельно скрещиваться с индустриальной музыкой, производя гибриды, которые обратились к обеим сторонам, такие например как darkwave — поджанр, который включил в себя synthpop 80-х и dream-pop. Последняя половина 90-х также показала, что влияние готик-рока неожиданно прослеживается на всем хэви-метале; новая порода прогрессивных металлических групп довльно много заимствовала от готического звука и стиля, в то время как некоторые альтернативные металические группы также приобщились к визуальным образам готик-рока (включая Мэрилина Мэнсона и HIM, которые — несмотря на бесчисленные обращения к готике — не являются готик-рокерами).
Наиболее известные в России зарубежные группы
Bauhaus
The Rasmus
The Cure
Siouxsie and the Banshees
The Sisters of Mercy
The Mission
Fields of the Nephilim
Nosferatu
London After Midnight
Lacrimosa
Российские готик-рок группы
WitchCraft
Children Of the Gun
DoppelgangeR
Para bellvm
Гости
crust
Краст (англ. crust) — это ответвление хардкор-панка, зародившееся в середине 80-ых в Англии путём скрещивания анархопанка с металлом (если схематично: Discharge & Disorder + Celtic Frost & Motorhead).
История
Первыми краст-пластинками считаются сделанные в середине восьмидесятых записи Amebix и Antisect, чуть позже образовались Hellbastard, Deviated Instinct, Concrete Sox, Axegrinder, Electro Hippies, Extreme Noise Terror, Doom. Изначально стиль назывался stenchcore, а термин crust впервые был публично использован применительно к музыкальным делам при выходе в свет демо «Ripper Crust» группы Hellbastard в 1986-ом году. Происхождение термина связано с пренебрежением многих тогдашних радикальных панков и хиппи — заскорузлых «красти» — к гигиене: из-за злоупотребления наркотиками и алкоголем, в связи с проживанием в сквотах и т. д. Итак, это была так называемая первая волна краста, не сильно большая, но достаточно влиятельная: среднего темпа метал-панк, грязный, политизированный. Вторая же волна (в лице опять же британских Disaffect, Sedition, Blood Sucking Freaks, Jobbykrust, Extinction Of Mankind, Hellkrusher, американских Nausea и Misery, бельгийского Hiatus, японских Warhead и так далее — была намного мощнее, она захлестнула панк-сцену поосновательнее и достаточно сильно изменила лицо краста. Теперь он стал намного быстрее, в нём стало меньше метала, больше хардкора, больше энергии. Собственно, таким он остался до сих пор.
Особенности
Типичный краст-саунд — грязные, «хрустящие» гитары, звук достаточно плотный, так называемая «стена шума», стиль игры — нарочито небрежный, «непричёсанный», агрессивный. Атмосфера — непременно мрачная. Во многих краст-группах используются два вокала: мужской и женский (влияние Disaffect, Nausea и пр.). Вокал преимущественно искажённый (или просто хриплый, или рычащий, визжащий и т. д.).
Разновидности
Но в целом краст может быть очень разный. Есть медленный, есть быстрый, есть очень мелодичный и с первого взгляда на традиционный краст мало похожий. Собственно, можно выделить несколько направлений:
традиционный / «чистый» / классический crust;
crustcore / grindcrust;
d-beat / discore/ räpunk;
crusty anarcho-/peace-punk;
neocrust;
смежные явления (japanese hardcore, finncore).
Oi!
Oi! — музыкальное направление, возникшее в Англии в самом конце семидесятых годов как ответвление панк-рока.
Oi! является «панком для рабочего класса». Эта музыка имеет более медленное звучание, чем панк-рок, но нисколько не уступает панку в агрессивности и порой даже превосходит его. Музыка проста, нередко песня в стиле Oi! — это три аккорда, вокал всегда грубый.
Основные темы: насилие, футбол, алкоголь, бары, женщины, а также истинные мужские качества, такие как сила, достоинство, и, конечно же, тягостная, скучная жизнь рабочего фабрики или завода. Музыканты, начавшие исполнять Oi! тридцать лет назад, неоднократно заявляли о своей принадлежности к рабочему классу.
Молодежные субкультуры
Эмблема SHARP
Oi!, как и панк-рок, ска или регги — это музыкальное явление, существующее не в отдельно взятой стране, а в масштабе всего мира. Никто не мог бы «раскрутить» Oi! если бы за этой музыкой не стояли молодёжные субкультуры, сообщества слушателей, самодеятельные журналы (фанзины), а также Интернет-сайты.
Oi! слушают:
Традиционные скинхеды и S.H.A.R.P.-скинхеды
Футбольные фанаты
Панки
post-punk
Постпа́нк (англ. post-punk) — жанр рок-музыки, сложившийся в конце 1970-х гг. в Великобритании как логическое продолжение панк-рока, однако в отличие от него постпанк отличался бо́льшим разнообразием музыкального самовыражения вследствие широкого диапазона влияния на жанр (даб, фанк, экспериментальные альбомы Дэвида Боуи т. н. «берлинского периода», электронные успехи Kraftwerk).
Дебютный альбом Public Image Ltd 1978 года по праву считается если не первым, то одним из самых первых и наиболее влиятельных альбомов постпанка.
Вместо бьющей ключом энергии и гитарной агрессии панка, для постпанка характерен медленный монотонный ритм, с преобладанием баса и ударных, чувство нарастающей тревоги в мелодиях, отстраненный вокал и депрессивные меланхоличные тексты, полные размышлений о смерти и смысле жизни,— благодаря работам таких групп как Joy Division, The Cure и Bauhaus родился производный жанр готического рока.
Наиболее известные группы постпанка (не русскоязычные)
A Certain Ratio
Au Pairs
Bauhaus
Birthday Party
The Chameleons
Comsat Angels
The Cure
Echo & The Bunnymen
Essential Logic
The Fall
Gang of Four
Happy Mondays
The Jesus and Mary Chain
Joy Division
Killing Joke
Lords of the New Church
Mission Of Burma
Orange Juice
Pere Ubu
The Pop Group
Psychedelic Furs
Public Image Ltd
The Raincoats
Rema-Rema
Siouxsie & the Banshees
Sonic Youth
The The
Wire
Wolfgang Press
Young Marble Giants
Post-rock
Построк (англ. Post-rock) — музыкальный жанр, характеризующийся нетрадиционным использованием стандартных рок-инструментов, высокой музыкальной плотностью. Музыка построк объединеняет в себе элементы разнообразных музыкальных жанров, таких как эмбиент, джаз, электроника, экспериментальная музыка, рок-музыка, краут-рок. Импровизация играет важную роль в построке. Построку также близки традиции жанра нью-эйдж.
Термин впервые ввел английский музыкальный критик Саймон Рейнолдс (Simon Reynolds) в 123-м номере журнала The Wire (известный английский музыкальный журнал). Он назвал построком вид музыки, «где свойственные року инструменты используются для тембра и текстуры, а не для риффов и аккордов» («using rock instrumentation for non-rock purposes, using guitars as facilitators of timbres and textures rather than riffs and power chords»).
Первоначально термином «построк» называли музыку таких групп, как Stereolab, Cul de Sac, Laika, Disco Inferno, Moonshake и др., позже так стали называть всю инструментальную электронику после 1994 года, на которую оказали влияние джаз и краут-рок. Группы начала 1990-х, такие как Slint, и даже 1980-х (Talk Talk) оказали большое влияние на построк.
Как и многие другие музыкальные термины, «построк» описывает самые разнообразные варианты звучания. Например, построком называют музыку групп Tortoise и Mogwai, хотя она сильно различается. Из российских построк групп выделяются Silence Kit и Я Слева Сверху (I Am Above On The Left).